Личный кабинет

Может ли ИФНС требовать возврата коронавирусной субсидии?

Может ли ИФНС требовать возврата коронавирусной субсидии?

Документ

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2021 № Ф09-4219/21 по делу № А50-30446/2020

Комментарий

Если зарплатная субсидия, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576, была выплачена организации ошибочно, ИФНС вправе предъявлять требование о возврате перечисленных сумм, а также обращаться в суд за их взысканием. Так решил Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 21.07.2021 № Ф09-4219/21 по делу № А50-30446/2020. В обоснование вывода арбитры сослались на правовую позицию, приведенную в постановлении КС РФ от 24.03.2017 № 9-П. Так, хотя НК РФ не содержит правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, он не исключает возможности использовать для этого общие механизмы взыскания. По мнению АС Уральского округа, это означает, что ИФНС может направлять налогоплательщику требование о возврате неправомерно (ошибочно) выделенной субсидии. А при неисполнении требования в добровольном порядке – обращаться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.

Однако в рассматриваемом деле судьи признали получение субсидии законным.

Налоговики настаивали, что права на субсидию у налогоплательщика нет потому, что основной вид деятельности налогоплательщика был включен в правительственный Перечень 7 июля, тогда как заявление на субсидию следовало подавать до 1 июля. По мнению инспекции, это означает, что деньги из бюджета были выделены налогоплательщику ошибочно, ведь до 7 июля он не мог претендовать на субсидию и подавать соответствующее заявление. А 7 июля, когда право на субсидию возникло, срок на подачу заявления уже истек.

Однако судьи формализм ИФНС не поддержали, указав, что он фактически нивелирует меры, принятые Правительством для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения коронавирусной инфекции. Компания выполнила все обязательные условия для получения субсидии, в т. ч. вовремя подала заявление, а указанный в ЕГРЮЛ в качестве основного вид деятельности включен в правительственный Перечень пострадавших отраслей. Значит, субсидия получена законно и оснований для ее возврата нет.

Нужно ли исправлять УПД, выданный в июле 2021 года без строки 5а?

1 июля 2021 года постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534 (далее – Постановление № 534) внесены изменения в форму счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137). Наряду с переименованием некоторых граф (графы 1а, 1б, 11) форма была дополнена:

  • графами со сведениями о прослеживаемых товарах (графы 12, 12а, 13),
  • графой для указания порядкового номера записи (графа 1),
  • строкой для отражения реквизитов отгрузочных документов, соответствующих порядковому номеру (порядковым номерам) записи в счете-фактуре (строка 5а).

Следовательно, с 01.07.2021 все налогоплательщики должны выставлять счета-фактуры по новой форме, включающей новую строку 5а и графу 1, а участники оборота прослеживаемых товаров еще и графы 12-13.

Поскольку УПД с функцией счета-фактуры и первичного учетного документа включает в себя счет-фактуру, то с 01.07.2021 в УПД также необходимо заполнять строку 5а (письмо ФНС от 17.06.2021 № ЗГ-3-3/4368@). Если же УПД выставляется с функцией только первичного документа, то требования Постановления № 534 на него не распространяются (за исключением случаев выставления УПД в электронной форме участником оборота прослеживаемых товаров в соответствии с пп. "г" п. 13 постановления Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Таким образом, выставление счета-фактуры или УПД с функцией счета-фактуры и первичного документа по старой форме (в т. ч. без наличия строки 5а) является нарушением действующего законодательства, а именно: пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ и Приложения № 1 к Постановлению № 1137. Подтверждением этого мнения служит, например, письмо Минфина России от 08.09.2017 № 03-07-09/57881, в котором отмечено, что счета-фактуры составляются по утвержденным формам и право налогоплательщика исключать строки и графы из утвержденной Постановлением № 1137 формы счета-фактуры не предусмотрено.

Для устранения допущенного нарушения формы счета-фактуры поставщику следует внести исправления в счета-фактуры, выставленные с 01.07.2021 по старой форме. В соответствии с п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137, исправления в счета-фактуры вносятся продавцом путем составления новых исправленных экземпляров счетов-фактур.

При этом следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговую ставку и сумму предъявленного налога, а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных для оборота прослеживаемых товаров, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. В п. 7 Приложения № 1 к Постановлению № 1137 указано, что в случае обнаружения в счетах-фактурах подобных ошибок новые экземпляры счетов-фактур не составляются.

Сведения об отгрузочных документах в составе показателей, препятствующих осуществлению мероприятий налогового контроля, не поименованы, хотя их отсутствие и приводит к нарушению установленной формы. Таким образом, поскольку отсутствие строки 5а не препятствует получению вычета, по нашему мнению, исправленные УПД можно не выставлять.

Дополнительно следует обратить внимание на особый порядок выставления с 01.07.2021 счетов-фактур в электронной форме. ФНС России в письме от 29.07.2021 № СД-4-3/10681@ уточнила, что в действующем электронном формате счета-фактуры, утв. приказом ФНС России от 19.12.2018 № МВ-7-15/820@, учтены не все изменения, внесенные Постановлением № 534. Так, в формате можно отражать реквизиты отгрузочных документов без указания порядкового номера записи, как того требуют правила заполнения строки 5а. Но поскольку налогоплательщикам с учетом положений ст. 169 НК РФ следует руководствоваться утвержденным форматом счета-фактуры, то до внесения соответствующих изменений в действующий формат составленные налогоплательщиками в соответствии с таким форматом счета-фактуры не могут рассматриваться в качестве ненадлежащего исполнения положений ст. 169 НК РФ и являются основанием для применения налоговых вычетов покупателем.

Утверждена новая форма декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда.

Документ

Приказ Минтруда России от 17.06.2021 № 406н

Комментарий

Минтруд России приказом от 17.06.2021 № 406н утвердил:

  • форму декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда (приложение № 1, далее – декларация соответствия);
  • порядок подачи декларации соответствия (приложение № 2, далее – порядок подачи);
  • порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия (приложение № 3, далее – порядок ведения реестра).

Приказ и утвержденные им документы вступят в силу с 01.03.2022 и закончат свое действие 01.03.2028. Аналогичный приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н утратит силу 01.03.2022.

Изменения носят организационный характер.

Во-первых, декларация будет подаваться в срок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах СОУТ в информационную систему, а не со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (как было раньше).

Напомним, что организация, проводящая спецоценку, должна передать ее результаты в государственную ИС в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. О передаче сведений о спецоценке в ИС организация должна сообщить работодателю в течение 3 рабочих дней со дня внесения их в ИС.

Эти правила установлены статьей 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке". Соответственно, в уведомлении, присланном организацией, проводящей СОУТ, должен быть указан день, в который сведения о спецоценке были внесены в ИС.

Во-вторых, декларация соответствия стала бессрочной. Подробнее об этом см. комментарий. И положения о срочности такой декларации были удалены из порядка подачи декларации.

В-третьих, уточняется, что декларация соответствия теперь должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью.

Что касается самой декларации соответствия, ее содержание не изменилось.


Все новости

1С:Мультибух 54ФЗ Лекторий3 БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки кабинет сотрудника 54-ФЗ Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh Акселератор