Личный кабинет

Минэкономразвития России пояснило, как получить и использовать беспроцентный кредит на выплату зарплаты.

Минэкономразвития России пояснило, как получить и использовать беспроцентный кредит на выплату зарплаты.

Документ

Письмо Минэкономразвития от 29.05.2020 № Д13и-16981

Комментарий

Для поддержки работодателей в период неблагоприятной экономической ситуации, вызванной коронавирусом, им предоставляют льготные кредиты на выплату зарплаты сотрудникам. Такие кредиты банки выдают с 30 марта по 1 октября 2020 года на срок не более 12 месяцев, а государство возместит банкам недополученную из-за этого прибыль за счет субсидий из бюджета. В результате на период субсидирования (6 месяцев в течение 2020 года) ставка по кредиту для заемщика составит 0 % годовых, а по окончании этого периода – не более 3,5 % годовых. Порядок и условия льготного кредитования прописаны в постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 422 (см. подробный комментарий).

Минэкономразвития ответило на вопросы по льготному кредитованию (письмо от 29.05.2020 № Д13и-16981).

1. На какой момент должно выполняться условие о сохранении не менее 90 процентов работников по сравнению с прошлым месяцем?
В пп. "з" п. 7 постановления № 422 закреплено, что для получения льготного кредита заемщиком (кроме малых и микропредприятий) количество его работников в течение отчетного месяца должно составлять не менее 90 процентов от численности предшествующего месяца. Это условие должно выполняться ежемесячно.

2. Может ли компания получить льготный кредит, если уже получила безвозмездную субсидию на выплату зарплаты?
Да, работодатель может рассчитывать на одновременное получение субсидий на выплату зарплаты (см. условия получения) и льготного кредита по постановлению № 422 (см. условия получения).

3. Можно ли реструктуризировать (изменить срок) льготный кредит на выплату зарплаты?
Да, менять срок кредита можно в пределах 12 месяцев. Например, если предоставлен кредит на 6 месяцев, то по заявлению заемщика его срок может продлеваться до 12 месяцев. Но надо учитывать, что банку субсидируется только 6 месяцев, нулевая ставка по кредиту будет только в течение этого периода.

4. Как в целях получения кредита определить, осуществляет заемщик "пострадавший вид деятельности" или нет?
Для получения льготного кредита заемщик должен осуществлять не менее одного года деятельность в одной или нескольких пострадавших отраслях (перечень приведен в постановлении Правительства № 434). Вид деятельности определяется по данным ЕГРЮЛ или ЕГРП на 1 марта 2020 года. Для малых и микропредприятий этот вид деятельности может быть как основным, так и дополнительным. Для всех остальных организаций и ИП пострадавший вид деятельности должен быть основным. Причем если "пострадавший" ОКВЭД из перечня имеет подкласс, группу и т.д., то компании с такими "нижнеуровневыми" кодами также могут рассчитывать на льготный кредит.

5. Как определить, к какой категории ("малое предприятие" и "микропредприятие") относится заемщик?
Для получения льготного кредита важно установить, является заемщик малым или микропредприятием. Для таких заемщиков пострадавший вид деятельности может быть как основным, так и дополнительным. Для всех остальных – только основным. Категория субъекта МСП определяется на момент заключения кредитного договора. Сведения берутся из Единого реестра субъектов МСП (он обновляется ежегодно 10 августа).

6. Важна ли величина дохода от "пострадавшей деятельности" для получения льготного кредита?
Для получения льготного кредита не имеет значения доля выручки от "пострадавшей" деятельности в общем объеме выручки.

7. Может ли выданный льготный кредит пойти не на выплату зарплаты сотрудникам, а на его погашение?
В этом случае будет нарушено условие о целевом использовании кредитных средств, поскольку по правилам постановления № 422 он должен быть направлен только на выплату заработной платы и связанных с ней отчислений. Причем расходы на выплату зарплаты должны быть документально подтверждены.

8. Можно ли кредитными средствами оплатить НДФЛ?
Да, возможна уплата НДФЛ с доходов сотрудников за счет кредитных средств.

9.  Можно ли полученный кредит направить на выплату зарплаты не всем, а лишь части работников (в результате некоторые получат зарплату свыше МРОТ за счет кредита)?
Максимальная сумма льготного кредита рассчитывается как произведение следующих величин (п. 18 постановления № 422):

  • расчетного размера оплаты труда (МРОТ + районные коэффициенты + процентные надбавки + страховые взносы); 
  • численности работников (по данным, переданным в ПФР); 
  • периода субсидирования (не более 6 месяцев).

Правила постановления № 422 не запрещают направлять полученные средства на выплату зарплаты меньшему числу работников, чем участвовали в расчете суммы кредита. Размер зарплаты сотрудника определяется трудовым договором с ним. Правилами льготного кредитования размер зарплаты не ограничен МРОТ.

10.         Можно ли льготный кредит, оформленный на 6 месяцев, направить на зарплату сотрудникам за 3 месяца (в результате сотрудники получат свыше МРОТ)?
Несмотря на то что льготный кредит рассчитывается исходя из 6 месяцев, его можно направить на выплату зарплаты сотрудникам за 3 месяца. Тот факт, что зарплата превысит МРОТ, не нарушает правила льготного кредитования.

Когда пособия работникам перечислять на карту "МИР" –  с 1 июля или с 1 октября 2020 года?

Документ

проект постановления Правительства РФ

Комментарий

Планировалось, что с 1 июля 2020 года банки и иные кредитные организации будут зачислять на счета, которые обслуживаются картой "МИР", следующие выплаты (п. 2 ч. 5, п. 2 ч. 5.3 ст. 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", п. 2 постановления Правительства РФ от 01.12.2018 № 1466):

  • государственные пособия на детей; 
  • пенсии; 
  • выплаты, положенные лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; 
  • социальные выплаты безработным гражданам; 
  • ежемесячное пожизненное содержание судей.

Из перечня вышеназванных сумм работодатели коммерческой сферы самостоятельно выплачивают сотрудникам только пособия. Обязанность по перечислению их на карту "МИР" введена с 1 мая 2019 года (постановление Правительства РФ от 11.04.2019 № 419).

Специалисты ФСС России в письме от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л пояснили следующее. Если пособие (например, по уходу за ребенком до полутора лет) назначено до 01.05.2019, работодатель вправе перечислять его по реквизитам счета, обслуживаемого картой "МИР", либо по реквизитам иного счета. При этом перечисление на иные карты (не "МИР") возможно только до 1 июля 2020 года. Подробнее см. здесь.

Однако в настоящее время обсуждение проходят поправки, в соответствии с которыми обязательный переход по зачислению бюджетных выплат (в частности, пособий) исключительно на карту "МИР" планируется перенести на 1 октября 2020 года. См. текст проекта изменений здесь.

Несмотря на то что поправки окончательно не утверждены, на сайте Банка России, а также Пенсионного фонда РФ уже размещена информация, что в условиях борьбы с распространением коронавируса срок перехода на карту "МИР" продлен. Поэтому пенсии, а также социальные выплаты на детей от трех до 16 лет могут быть зачислены на счета, обслуживаемые картами любых платежных систем (в частности, MasterCard, Visa) до 1 октября 2020 года.

Полагаем, что до указанной даты работодатели также смогут перечислять назначаемые работникам пособия на карты любых платежных систем.

Но пока постановление Правительства РФ официально не опубликовано, а на сайте ФСС России отсутствует какая-либо информация по этому вопросу, целесообразнее до 01.07.2020 опросить работников о наличии у них карты "МИР". С сотрудниками, у которых она отсутствует, следует решить вопрос о том, кто будет ее оформлять и нести расходы по ее обслуживанию. При этом полагаем, что обязать сотрудника самостоятельно получить такую карту работодатель не вправе.

Также обратим внимание, что как до 01.07.2020 (или до 01.10.2020 в случае продления срока перехода на карту "МИР"), так и после этой даты выплаты за счет средств бюджетов (в частности, пособия) можно перечислять на банковские счета физлиц, которые не обслуживаются какой-либо картой, например, на сберегательный счет (ч. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Платеж через банк, который лопнул. Как подтвердить добросовестность?

Документ

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.06.2020 № Ф02-2367/2020 по делу № А33-22077/2018

Комментарий

Налоговые платежи, зависшие в банке, у которого отозвана лицензия и не хватает средств на корсчетах, признаются уплаченными, если налогоплательщик действовал добросовестно. В противном случае налог придется заплатить повторно. Такова позиция Конституционного Суда РФ (постановление от 12.10.1994 № 24-П). Признаки добросовестности плательщика привел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 01.06.2020 № Ф02-2367/2020 по делу № А33-22077/2018.

Как отметили судьи, о том, что налогоплательщик при уплате налогов через лопнувший банк не преследовал какой-либо выгоды, а действовал добросовестно, свидетельствуют следующие факты. Во-первых, размер налоговых перечислений соответствует обычной хозяйственной деятельности и не сильно отличается от аналогичных платежей за предыдущие месяцы. Во-вторых, не нарушена и периодичность платежей – они осуществляются примерно в одинаковые сроки. В-третьих, налогоплательщик исполняет реально существующую на дату платежа обязанность по уплате налога, а не перечисляет деньги "авансом".

Наконец, последний, но не менее важный момент: на дату предъявления платежных поручений банк был действующим и никаких признаков несостоятельности не проявлял.

На каких условиях малый бизнес может получить безвозмездную денежную помощь от государства?

Документ

Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.06.2020 № 894, от 12.05.2020 № 658)

Комментарий

Правительство РФ (постановление от 24.04.2020 № 576) утвердило Правила предоставления в 2020 году бюджетных субсидий для малых и средних предприятий, которые ведут деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса.

Претендовать на господдержку в виде субсидий могут те, кто на 01.03.2020 включен в реестр МСП, а пострадавший вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮР/ЕГРИП. Пока субсидия предполагается за 2 месяца – апрель и май. В состав доходов для целей налогообложения включать ее не нужно (см. здесь).

Цель субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. Субсидия рассчитывается (п. 4 Правил):

  • для организаций – как произведение МРОТ (12 130 руб.) на количество сотрудников в марте 2020 года, 
  • для предпринимателей – как произведение МРОТ (12 130 руб.) на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на 1.

Количество сотрудников ФНС России будет определять по данным, которые предоставит ПФР (из отчетов по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах"). За достоверность информации о сотрудниках ответственность несет получатель субсидии. Отметим, что из постановления не ясно, будет ли помощь предоставлена на тех, кто работает не по трудовому, а по гражданско-правовому договору. С учетом того, что в отчете СЗВ-М отражаются в том числе работающие по ГПД, полагаем, субсидия на них может быть получена.

Предпринимателям без наемных работников расстраиваться не стоит. Они также вправе получить субсидию. Однако размер ее будет 12 130 рублей.

Чтобы получить субсидию, необходимо попасть в реестр, который формирует ФНС России (п. 2 Правил, Приложение 1 к Правилам). Условия следующие (п. 3 Правил).

  • Необходимо направить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (месту жительства ИП) заявление. Передать его можно в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика или в бумажной форме по почте. Форма заявления приведена в Приложении 2 к Правилам. Для получения субсидии за апрель и май 2020 года заявление нужно направить не позднее 1 июля 2020 года (п. 5 Правил). С 1 мая 2020 года ФНС России запустила на сайте соответствующий сервис
  • Как отмечалось ранее, получатель субсидии должен быть включен в реестр МСП на 01.03.2020 и осуществлять деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. 
  • Организация не должна быть в процессе ликвидации, банкротства, а также по ней не должно быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ. 
  • На 1 марта 2020 года сумма недоимки по налогам и страховым взносам не должна превышать 3000 рублей. Постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 № 658 уточняется, что при расчете недоимки учитывается сумма переплаты, а также используются сведения о погашении недоимки, которыми располагает налоговая инспекция на дату подачи заявления.

Стоит сказать, что налоговая инспекция обязана самостоятельно зачесть переплату, только если она не старше трех лет (п. 5 ст. 78 НК РФ). Что касается недоимки по налогам и страховым взносам, скорее всего, будут учитываться все недоимки, в том числе те, по которым истек срок взыскания. Таким образом:

  • если на 01.03.2020 существует недоимка по налогам и страховым взносам в сумме более 3000 рублей, по которой не истек срок взыскания и при этом отсутствует переплата, то в целях получения субсидии необходимо погасить недоимку до подачи заявления. Если существует переплата по налогам и страховым взносам (не старше трех лет), налоговая инспекция должна зачесть ее самостоятельно; 
  • если на 01.03.2020 существует недоимка по налогам и страховым взносам в сумме более 3000 рублей, по которой истек срок взыскания и отсутствует зачитываемая переплата, скорее всего, налоговая инспекция откажет в предоставлении субсидии. Поэтому недоимку лучше погасить до подачи заявления. Если это не было сделано и налоговая инспекция отказала в субсидии по причине непогашенной недоимки с истекшим сроком взыскания, можно это обжаловать (сначала в вышестоящем налоговом органе, потом в суде). 
  • Количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов их количества в марте 2020 года (то есть сократили не более 10 процентов сотрудников). Постановление № 658 ввело альтернативное условие, при выполнении которого возможно получение субсидии – количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, должно быть снижено не более чем на одного человека от их количества в марте 2020 года.

Налоговая инспекция проверяет данные о налогоплательщике. Информация о ходе рассмотрения заявления размещается на сайте ФНС России.

Если все в порядке, ФНС России в течение трех рабочих дней со дня направления заявления (не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия) рассчитывает размер субсидии, формирует реестр и направляет его в Федеральное казначейство. Субсидия перечисляется получателю не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения этого реестра. О перечислении денежных средств получателя проинформирует ФНС России (п. 7, 8, 10 Правил).

По результатам проверки налоговая инспекция может отказать. К примеру, это возможно, если не соблюдаются условия предоставления субсидии или нарушены сроки подачи заявления. Сообщение об отказе направляется налогоплательщику по ТКС, через личный кабинет или по почте в течение трех рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия (п. 6 Правил).

Важно! Если обнаружится, что получатель субсидии исказил данные в СЗВ-М, субсидию придется вернуть (п. 11 Правил).

Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 вступило в силу 27 апреля 2020 года.

Как в "1С:ЗУП 8" (ред. 3) не учитывать нерабочие дни при расчете среднего заработка?

Изначально в программе нерабочее оплачиваемое время и начисленные за него суммы включались в последующие расчеты среднего заработка. Но, Минтруд выразил другую позицию (письмо от 18.05.2020 № 14-1/В-585): если сотрудник не работал в нерабочие периоды по Указам президента и получал за это зарплату, то, ни такое время, ни его оплату не нужно включать в расчеты среднего заработка.

В версии 3.1.14.60 программы "1С:Зарплата и управление персоналом 8" (ред. 3) реализована данная позиция. Какие необходимо сделать настройки для этого, читайте здесь.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh