В июне 2015 года изменились правила взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами при неисполнении денежного обязательства. Если ранее в рамках одного договора можно было взыкасть и неустойку и проценты, теперь нужно выбрать что-то одно. При этом из закона не ясно, распространяется ли новое правило на договоры, заключенные до его вступления в силу. Ответ на этот вопрос вы узнаете из новой статьи справочника Договоры: условия, формы, налоги.
Подробнее см.: Можно ли взыскать проценты и неустойку по одному договору?
Если создается резерв, безнадежная задолженность списывается по каждому обязательству на основании проведенной инвентаризации, письменного обоснования, приказа (распоряжения) руководителя организации и относится на счет средств резерва сомнительных долгов (п. 77 Положения, письмо Минфина России от 14.01.2015 № 07-01-06/188). При этом такой долг не аннулируется, а подлежит учету за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания (абз. 2 п. 77 Положения).
Подробнее о списании безнадежной задолженности за счет ранее созданного резерва и последующей оплатой долга должником см. в актуализированной статье "Справочника хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8":
По правилам, действующим до 1 января 2017 года, страховые взносы уплачивались по месту нахождения обособленного подразделения и туда же представлялись расчеты, если обособленное подразделение имело отдельный баланс и расчетный счет и начисляло выплаты в пользу физических лиц (ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
С 1 января 2017 года такие обязанности вправе исполнять не только вышеназванные обособленные подразделения, но и обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, если организация наделит их полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц.
Согласно пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ организация должна сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения указанными полномочиями в течение одного месяца со дня наделения ими.
В письме от 19.01.2017 № 03-15-06/2174 Минфин России разъяснил, что норма пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ не распространяется на организации, в которых обособленные подразделения самостоятельно уплачивали страховые взносы и представляли расчеты по месту своего нахождения до 1 января 2017 года и сохраняют такой порядок после указанной даты.
Таким образом, организациям, которые имеют обособленные подразделения с отдельным балансом и расчетным счетом сообщать в налоговый орган о наделении таких подразделений полномочиями по начислению выплат работникам не нужно.
По счету-фактуре, который выставлен позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг), НДС к вычету можно принять в общем порядке.
Такой вывод сделан в письме Минфина России от 23.12.2016 № 03-03-06/3/77429.
Свою позицию финансовое ведомство обосновало следующим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ налог не может быть принят к вычету, если ошибки в счетах-фактурах препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю.
Выставление счета-фактуры позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) не является ошибкой, которая приводит к названным последствиям. Следовательно, налоговый орган не может отказать в вычете НДС по такому счету-фактуре.
Подробнее о вычете НДС см. в справочнике "Налог на добавленную стоимость".
Законодательно предусмотрено, что излишне внесенную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) органы Росприроднадзора должны вернуть (если плательщик подал заявление на возврат) либо зачесть в счет следующего года (п. 2 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, далее – Закон № 7-ФЗ). Такая переплата может возникнуть, в частности, когда авансовые платежи (платятся в течение года после окончания первого, второго и третьего кварталов) превысили величину платы за год.
В письме от 29.12.2016 № ОД-06-01-31/26477 Росприроднадзор уточнил, что принимать решение о зачете или возврате излишне внесенных сумм органы ведомства будут по итогам проверки деклараций о плате за НВОС.
Отметим, что декларацию необходимо подавать ежегодно не позднее 10 марта (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Соответственно, отчитаться за 2016 год нужно не позднее 10 марта 2017 года. Однако на данный момент форма декларации до сих пор не утверждена. С проектом ее формы можно ознакомиться на сайте regulation.gov.ru.
Также в настоящее время не разработан порядок возврата и зачета излишне перечисленных сумм платы.
В связи с этим ведомство в упомянутом письме указало, что контролирующие органы вправе отказать плательщику в возврате переплаты. Одновременно с этим Росприроднадзор отметил, что за защитой своих прав плательщик может обратиться в суд.
Таким образом, пока порядок возврата и зачета переплаты не будет утвержден, отказ органов Росприродназора в возврате излишне уплаченных сумм плательщики смогут оспорить только в суде.
Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 01.01.2013, освобождается от налогообложения. Это правило не распространяется, в частности, на основные средства, полученные налогоплательщиком при реорганизации (п. 25 ст. 381 НК РФ). Один из вариантов реорганизации – преобразование, то есть смена организационно-правовой формы юридического лица (п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ).
В этой связи встает вопрос, применяется ли указанная льгота в отношении организаций, которые сменили наименование в связи с изменениями главы 4 ГК РФ.
Напомним, что с принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) в ГК РФ появились новые организационно-правовые формы юридических лиц. Так, например, вместо открытого акционерного общества (ОАО) появилось публичное акционерное общество (ПАО).
Согласно ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ организации должны привести свои учредительные документы в соответствие с новыми положениями ГК РФ (подробнее см. комментарий). В письме от 01.12.2016 № 03-05-05-01/71247 Минфин России отметил, что смена наименования в соответствии с требованиями Закона № 99-ФЗ реорганизацией не является. Следовательно, организация, сменившая свое наименование, может по-прежнему применять льготу в отношении движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013.
Подробнее о льготах по налогу на имущество см. справочник "Налог на имущество организаций".
Производитель поставлял продукцию в торговую сеть, с которой был заключен еще и договор об оказании рекламных услуг. По этому договору сеть (покупатель) рекламировала поставленный товар, размещая информацию о нем в своих рекламных каталогах и буклетах.
Должен ли производитель рекламируемого товара нормировать расходы по договору о рекламных услугах?
По мнению Минфина России, должен.
В письме от 23.12.2016 № 03-03-06/1/77417 финансовое ведомство напомнило, что закрытый перечень ненормируемых рекламных расходов установлен п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно этому пункту в полном объеме учитываются расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товаре.
Однако это правило применяется только в том случае, когда изготовителем рекламных каталогов и брошюр является сам налогоплательщик.
Если рекламные каталоги и брошюры создаются третьими лицами (например, торговыми сетями), то расходы на размещение в них рекламной информации нужно нормировать.
Напомним, что учесть такие расходы рекламодатель может в размере, который не превышает 1% от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Подробнее о ненормируемых рекламных расходах см. справочник "Налог на прибыль организации".