Личный кабинет

Какое заявление должен подать работник, чтобы одновременно вести бумажную и электронную трудовую книжку?

Какое заявление должен подать работник, чтобы одновременно вести бумажную и электронную трудовую книжку?

Работнику, который подал заявление о переходе на электронную трудовую книжку (заявление о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ), трудовая книжка выдается на руки, а работодатель освобождается от ответственности за ее хранение и ведение (ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Таким образом, ведение бумажной трудовой книжки в этом случае исключается.

Работник, который подал заявление о дальнейшем ведении трудовой книжки на бумаге, сохраняет это право, до тех пор пока не подаст на имя работодателя заявление о переходе на электронную трудовую книжку. Причем это правило действует и при увольнении и последующем трудоустройстве к новому работодателю (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Ведение трудовой книжки работника в электронном виде предполагает обязанность работодателя передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности работника в перечисленных в законе случаях, в том числе при его трудоустройстве, увольнении, переводе на другую постоянную работу, а также в случае подачи заявления о продолжении ведения трудовой книжки на бумаге или в электронной форме. Такая обязанность возлагается на всех работодателей с 01.01.2020 (п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ) и не зависит от того, изъявил ли работник желание о полном переходе на электронный учет его деятельности или о сохранении бумажной трудовой книжки.

Из этого можно сделать следующий вывод. Если работник пожелал продолжить ведение трудовой книжки на бумаге, работодателю придется одновременно вести и бумажную, и электронную трудовую книжку, подавая необходимые сведения в ПФР. Исходя из этого, в вашем случае не следует требовать от работника предоставления двух противоречащих друг другу заявлений, достаточно заявления о сохранении трудовой книжки на бумажном носителе.

Может ли сотрудник приостановить работу, если ему не выплатили командировочные?

Организация уволила за прогул сотрудника, который перестал ходить на работу. Работник обжаловал увольнение в суде. По мнению работника, увольнение незаконное, так как его уволили в момент приостановления работы по причине невыплаты зарплаты.

Судьи Московского городского суда рассмотрели спор и признали увольнение законным. Как указано в апелляционном определении от 10.12.2019 по делу № 33-55658/2019, приостановить работу сотрудники могут только в связи с невыплатой заработной платы. А суточные и командировочные расходы (компенсация проезда и проживания) не являются частью заработной платы, поскольку носят компенсационный характер. Таким образом, на этом основании сотрудник не имел права приостанавливать работу. Следовательно, увольнение за прогул – это адекватная мера дисциплинарного взыскания за прогул.

Сведения о работе можно будет получить в МФЦ.

В перечень госуслуг, оказываемых многофункциональными центрами по принципу "одного окна", добавлена услуга по предоставлению гражданам сведений об их трудовой деятельности. Услуга доступна с 5 февраля 2020 года. Соответствующие изменения утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797.

Напомним: право предоставлять сведения о трудовой деятельности органы ПФР и МФЦ (а не только работодатели) получили после перехода работодателей на ведение так называемых электронных трудовых книжек.

По новым правилам работодатели должны передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности своих сотрудников. Впоследствии эти сведения могут быть предоставлены работнику по его запросу.

Подробнее об этом читайте в статье Электронная трудовая книжка (предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде).

Можно ли отправить покупателю электронный чек с помощью мессенджера?

Организации и предприниматели обязаны применять онлайн-кассу при расчетах, в том числе при приеме (получении) денежных средств от покупателя за товары (работы, услуги). Исключение составляют случаи, установленные законом (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Если такой расчет производится в безналичном порядке без непосредственного взаимодействия продавца и покупателя (например, оплата через отделение банка), продавец должен передать покупателю кассовый чек (БСО) одним из следующих способов (п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в электронном виде на абонентский номер или адрес электронной почты покупателя, 
  • в бумажном виде вместе с товаром, 
  • в бумажном виде при первом непосредственном взаимодействии с клиентом (при расчетах за работы и услуги).

Что касается электронного кассового чека (БСО), Минфин России не против того, чтобы продавец направил его на абонентский номер покупателя с помощью сервиса обмена сообщениями (например, WhatsApp, Viber, Telegram и др.).

Полагаем, что такой порядок направления чека (БСО) возможен и в других ситуациях, когда требуется направить покупателю электронный чек на абонентский номер (БСО).

Подробнее о выдаче (направлении) кассового чека читайте в справочнике "Онлайн-кассы".

Можно ли уволить сотрудника, который при трудоустройстве скрыл свою инвалидность?

Трудовой договор может быть расторгнут, если нарушены правила его заключения и это нарушение исключает возможность продолжения работы. Такие правила установлены в п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 ТК РФ.

Верховный Суд рассмотрел жалобу на увольнение по данному основанию от сотрудника, который при трудоустройстве не представил документов об инвалидности. При рассмотрении дела выяснилось следующее. Заполняя анкету до приема на работу, сотрудник не ответил на вопросы, касающиеся состояния его здоровья и прохождения медобследования.

Однако после трудоустройства работодателю были представлены:

  • справка об установлении инвалидности,
  • индивидуальная программа реабилитации, согласно которой работать сотрудник может не более 20 часов в неделю.

Тем не менее некоторое время после трудоустройства работник трудился по 8 часов в день. И только через полтора года он написал заявление о предоставлении сокращенного рабочего дня.

Через месяц организация уведомила сотрудника, что при приеме на работу он скрыл факт наличия инвалидности, о чем свидетельствует незаполненная графа анкеты кандидата для приема на работу о состоянии здоровья. Спустя еще два месяца сотрудника уволили.

Суды первой и апелляционной инстанции признали увольнение законным не только потому, что были нарушены правила заключения трудового договора, но и в связи с тем, что наличие инвалидности препятствует, по их мнению, исполнению обязанностей у этого работодателя. Однако Верховный Суд с ними не согласился. Возвращая дело на новое рассмотрение, судьи указали следующее.

Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида не поименованы в числе документов, которые гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю. Истребование работодателем у лица, поступающего на работу, дополнительных документов может быть обусловлено только спецификой работы и только в случаях, установленных законодательством. Поэтому непредставление справки не нарушает правила заключения трудового договора.

Нижестоящие суды не указали, на основании каких нормативно закрепленных требований к состоянию здоровья уволенный сотрудник не мог продолжать работу по своей должности. Кроме того, ни первая, ни апелляционная инстанция не дали оценку доводам истца о дискриминации со стороны работодателя в связи с инвалидностью.

Меняется порядок подачи сведений о среднесписочной численности работников.

Сведения о среднесписочной численности работников предстоит представлять в инспекцию в составе расчета по страховым взносам. Это предусмотрено Федеральным законом от 28.01.2020 № 5-ФЗ (далее – Закон № 5-ФЗ). Новые положения вступят в силу с 01.01.2021 (п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона № 5-ФЗ).

Следовательно, впервые отчитаться о среднесписочной численности работников вместе с подачей расчета по взносам потребуется в 2021 году по итогам 2020 года.

Напомним, что в настоящее время подача данных о численности работников не связана с представлением отчетности по страховым взносам (п. 3 ст. 80 НК РФ). Сведения подаются ежегодно в срок не позднее 20 января. Так, отчитаться о среднесписочной численности сотрудников за 2019 год нужно было не позднее 20 января 2020 года.

Если организация создана или реорганизована в течение года, то сейчас она должна представить указанные сведения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания или реорганизации.

Заметим, что Закон № 5-ФЗ не содержит положений, обязывающих созданные или реорганизованные в течение года компании отчитываться в сроки, указанные в действующей редакции НК РФ.

Расчет по взносам подается по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года) и по итогам года. Получается, что в случае создания или реорганизации юрлица (регистрации ИП) сведения о среднесписочной численности сотрудников плательщик страховых взносов (организация или ИП) должен будет подать в составе расчета по взносам за ближайший отчетный период.


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh