В прошлом году Правительство РФ постановило не включать в план проверок на 2021 год большинство организаций и предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (см. здесь).
В письме от 16.03.2021 № 76/2-573-2018 Генеральная прокуратура России пояснила, что запрет распространяется только на проверки, которые предусмотрены федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…" и от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (действует с 01.07.2021, см. здесь). Речь идет о проверках и в сфере трудового законодательства, пожарной безопасности, в области строительства.
Соответственно, мораторий на плановые проверки малого бизнеса в 2021 г. не действует, к примеру, в сфере налогового, валютного, таможенного контроля.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 некоторые малые предприятия в 2021 году проверять все же будут. Это касается лиц, осуществляющих деятельность с высоким риском, деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, см. здесь.
Патентная система налогообложения применяется не ко всей предпринимательской деятельности в целом, а только к тем операциям, которые подпадают под указанные в патенте виды деятельности. В этой связи нередко случаются ситуации, когда по итогам проверки ИФНС выводит те или иные операции из-под ПСН и доначисляет налоги. При этом если предприниматель не подавал уведомление о переходе на УСН, доначислены будут налоги по общей системе – НДС и НДФЛ. Правила таких доначислений привел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 23.03.2021 № Ф04-3074/2019 по делу № А03-497/2018 (в документе речь идет о ЕНВД, однако сделанные выводы применимы и для ПСН).
Как отметили судьи, если та или иная операция не подпадает под спецрежим, то доначислять налоги по общей системе налогообложения нужно следующим образом. НДС не добавляется к фактической цене реализации товара, работы или услуги, а выделяется из нее с применением расчетной ставки. На эту сумму уменьшается величина дохода, с которой необходимо заплатить НДФЛ. При этом определенный расчетным методом НДС в составе профессионального налогового вычета не учитывается.
Приказом Минфина России от 17.02.2021 № 24н внесены поправки в следующие МСФО:
Поправками, в частности, уточнен порядок формирования затрат в рамках каждого МСФО, а также порядок раскрытия информации в финансовой отчетности. Поправки применяются с 1 января 2022 года. При этом допускается их досрочное применение.
С 1 октября 2020 года действует обязательная маркировка фототоваров и парфюмерной продукции. Ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной продукции запрещен.
До 1 апреля 2021 года разрешалось ввозить в РФ и продавать ввезенные немаркированные комплекты товаров (наборы товаров), которые содержат фототовары, парфюмерию, без внесения сведений в систему маркировки (пп. "з" п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1953, пп. "з" п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1957).
Правительство продлило этот срок до 1 сентября 2021 года (постановление Правительства РФ от 31.03.2021 № 497).
Комментируемым законом продлен срок эксперимента по ведению электронного кадрового документооборота до 15 ноября 2021 года.
Этот эксперимент был введен на территории РФ Федеральным законом от 24.04. 2020 № 122-ФЗ. Смысл в том, чтобы освободить работодателя полностью или частично от ведения кадровых документов в бумажном виде. Работодатели, участвующие в эксперименте, могут выбрать те кадровые документы, которые будут храниться в электронном виде. Например, Положение о премировании, Положение о командировках и прочее.
Хранить электронные кадровые документы работодатель должен на портале "Работа в России" или в самостоятельно созданной информационной системе.
Подробнее об этом см. новость.
Планировалось, что эксперимент будет завершен к 31 марта 2021 года. Однако в связи с коронавирусом законодатель отодвинул дату окончания эксперимента до 15 ноября 2021 г. Это положение вступило в силу 24.03.2021 (ст. 3, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.03.2021 № 53-ФЗ). Таким образом, время введения электронного кадрового документооборота для всех работодателей отодвинулось.
Премии являются частью оплаты труда, устанавливаются системой оплаты труда у конкретного работодателя. Премии могут быть установлены коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка или иными внутренними локальными актами.
Правила выплаты премии определяет исключительно работодатель. Если в локальных документах организации предусмотрено, что премия выплачивается только работникам, состоящим в трудовых отношениях на дату издания приказа о выплате премии, то уволенным до этого момента премию можно не платить. Именно такой подход признали правомерным судьи Восьмого кассационного суда в определении от 18.02.2020 № 88-3588/2020.
Материальная помощь может быть частью системы оплаты труда работодателя, при этом размер и способы выплаты такой помощи определяются работодателем самостоятельно. Такой вывод сделали специалисты Минтруда России в письме от 28.09.2020 № 14-1/ООГ-15412.
В документе отмечается, что работодатель самостоятельно устанавливает систему оплаты труда работников (в том числе размер окладов, тарифных ставок, доплат и надбавок компенсационного характера), а также систему премирования. Все это прописывается в коллективных трудовых договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, например, в Положении об оплате труда, Положении о премировании и т. д. (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя вознаграждение работника за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) и стимулирующие выплаты, тогда как материальная помощь является выплатой социального характера и не входит в состав зарплаты. Однако трудовое законодательство (ст. 8, ч. 3 ст. 41 ТК РФ) позволяет работодателю предусмотреть нормы, улучшающие положение работников по сравнению с общеустановленными.
Учитывая это, работодатель вправе включать в локальные нормативные акты об оплате труда либо в коллективные договоры любые дополнительные гарантии и меры поддержки работников. В этом случае способы и порядок стимулирования работников, а также размеры доплат и надбавок (например, в виде материальной помощи) определяются работодателем самостоятельно.