Какие отчеты нужно сдать в военкомат до 1 ноября?
До 1 ноября организация обязана представить в военкомат список граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году. Работодатели-организации обязаны вести воинский учет военнообязанных и подлежащих призыву сотрудников (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее – Закон № 53-ФЗ). Вести воинский учет должны все организации независимо от форм собственности.
За организацию и ведение воинского учета отвечает работник, на которого в организации возложена такая обязанность. Это может быть руководитель организации или иной работник, назначенный руководителем (п. 6 ст. 1 Закона № 53-ФЗ, абз. 2 п. 9 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719, далее – Положение).
Работник, ответственный за ведение в организации воинского учета, обязан подавать в военкомат или орган местного самоуправления (в случае отсутствия военкомата) список граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году по форме, приведенной в Приложении № 11 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации). Такой список представляется работодателем ежегодно до 1 ноября (пп. "в" п. 32 Положения, пп. "в" п. 29 Методических рекомендаций).
Напомним, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет (п. 34 Положения). Если в организации не трудоустроены такие лица, никаких отчетов в военкомат до 1 ноября сдавать не нужно. Поскольку в законодательстве нет требований представлять в военкомат "нулевой" отчет, к ответственности за его непредставление организация привлекаться не должна. Однако официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют.
Иные предусмотренные законодательством отчеты (в т. ч. сведения о принятии (увольнении) на работу лиц, подлежащих воинскому учету, сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, список граждан мужского пола 15 и 16-летнего возраста, и др.) представляются в военкомат в другие сроки, установленные п. 32 Положения и Методическими рекомендациями.
Кроме того, работодатель обязан ежегодно представлять в военкомат:
Представлять указанные отчеты в военкомат должны и малые предприятия, поскольку исключения для них не предусмотрены.
Поскольку точные сроки представления ежегодных отчетов в военкомат законом не установлены, целесообразно обратиться за информацией в свой военный комиссариат или в комиссию по бронированию (могут отличаться в зависимости от региона). Кроме того, могут отличаться и формы отчетности (наличие или отсутствие тех или иных реквизитов). Эту информацию также лучше уточнить в военкомате, прежде чем заполнять и подавать форму.
Подробнее о представлении указанных выше сведений и отчетов см. в статье.
Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии с графиком отпусков, который должен быть утвержден работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ч. 1 ст. 123 ТК РФ). Если ежегодный отпуск предоставляется не по графику, работник должен написать заявление на отпуск. Сроки подачи такого заявления работником в трудовом законодательстве не прописаны.
Выплатить отпускные работодатель обязан не позднее чем за три дня до начала отпуска (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). Из системного толкования статей 14 и 136 ТК РФ следует, что сроки для оплаты отпусков нужно исчислять в календарных днях. Эта норма является обязательной для всех работодателей. Она не содержит исключений и для ситуации, когда работник обращается к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска меньше чем за три календарных дня до его начала.
В такой ситуации работодатель не может соблюсти требование ч. 9 ст. 136 ТК РФ о выплате отпускных не позднее чем за три календарных дня до начала отпуска. Если отпускные выплачены позже установленного срока, это грозит работодателю штрафом по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Авторы законопроекта предлагают дополнить ч. 9 ст. 136 ТК РФ положением, регулирующим сроки выплаты отпускных в такой ситуации.
Если решение о предоставлении оплачиваемого отпуска принято работодателем на основании заявления работника, поданного за три и менее рабочих дня (включая день подачи заявления) до дня начала отпуска, необходимо выплатить отпускные:
Для супругов и родителей мобилизованных сотрудников предлагается установить дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений. Для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (несовершеннолетние, инвалиды I или II группы, работники с вредными условиями труда и др.).
Авторы законопроекта предлагают установить сокращенную рабочую неделю для родителя (опекуна, попечителя, приемного родителя) несовершеннолетнего ребенка, если другого родителя призвали на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ. Такие сотрудники будут работать не более 35 часов в неделю в период прохождения другим родителем военной службы по мобилизации. Соответствующие изменения вносятся в ч. 1 ст. 92 ТК РФ.
Категории работников, по письменному заявлению которых работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы, определены ч. 2 ст. 128 ТК РФ. Предлагается включить в этот перечень родителей и жен (мужей) граждан РФ, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ. Продолжительность отпуска без сохранения зарплаты, который работодатели будут обязаны предоставлять родителям и женам (мужьям) мобилизованных граждан по их заявлениям, составит до 14 календарных дней в году. В настоящее время работодатели могут отказать в предоставлении такого отпуска, поскольку его предоставление является их правом, а не обязанностью.
Письмо Минфина России от 05.10.2022 № 03-11-11/96246
Объектом обложения НПД признаются только доходы (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, далее – Закон № 422-ФЗ). О них самозанятый направляет сведения в налоговую инспекцию самостоятельно (с помощью приложения "Мой налог") или через уполномоченного оператора электронной площадки, или через кредитную организацию (п. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ).
При исчислении налога на профессиональный доход расходы в расчет не берутся. Это неоднократно отмечал Минфин России. В частности, в письме от 05.10.2022 № 03-11-11/96246.
В то же время налог уменьшается на налоговый вычет в размере не более 10 000 руб. Он определяется нарастающим итогом в процентах (1 % или 2 %) от полученного дохода. Рассчитывает налог и применяет налоговый вычет инспекция (п. 1 ст. 11, п. 4 ст. 12 Закона № 422-ФЗ). Сумма налога к уплате (уже с учетом примененного вычета) отражается по истечении месяца в приложении "Мой налог" (п. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ).
Подробнее см. в статье.
Проект постановления Правительства России
Правительство России подготовило проект постановления, в котором определена предельная величина базы по страховым взносам на 2023 год. Она составляет 1 917 000 руб.
С проектом можно ознакомиться здесь.
Напомним, с 01.01.2023 предельный размер базы одинаков для всех взносов – на пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай ВНиМ. Соответствующие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ. Мы писали об этом здесь.
Предполагается, что ежегодно с 01.01.2024 предельная величина базы по взносам будет меняться исходя из установленного на каждый год размера средней зарплаты в РФ, умноженного на 12 и на коэффициент 2,3. Такие правила предусмотрены законопроектом № 201629-8 (см. здесь). Он прошел рассмотрение в первом чтении в Госдуме РФ.
Заметим, что изначально был утвержден иной порядок определения предельного размера базы (пп. "в" п. 8 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): лимит базы по взносам должен ежегодно индексироваться с учетом роста средней заработной платы в РФ. Эти правила должны были вступить в силу с 01.01.2023, но скорее всего, будут скорректированы новым законопроектом № 201629-8. Размер предельной величины базы по взносам в любом случае устанавливает на каждый календарный год Правительство России (п. 6 ст. 421 НК РФ).
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2022 № Ф05-21745/2022 по делу № А40-192612/2021
В рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения ИФНС о взыскании задолженности ИП за счет имущества, судебные приставы не вправе обращать взыскание на личные счета предпринимателя. К таким выводам пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30.09.2022 № Ф05-21745/2022 по делу № А40-192612/2021.
Судьи отметили, что порядок взыскания недоимки, который установлен НК РФ для организаций и ИП, отличается от порядка, действующего в отношении простых физлиц. Так, с организаций и предпринимателей налог можно получить без обращения в суд (ст. 46 и 47 НК РФ). А с физлиц, которые не являются предпринимателями, недоимка взыскивается только в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Из этого, по мнению арбитров, следует, что с физических лиц взыскание задолженности в бесспорном порядке не допускается. Значит, если основанием для взыскания является решение инспекции, то списывать деньги со счетов, открытых гражданином для личных целей (вне связи с ведением предпринимательской деятельности), нельзя. Это действует и в ситуации, когда на счетах, открытых для ведения предпринимательской деятельности, нет достаточной суммы для погашения недоимки.
Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (см. комментарий к письму от 16.11.2021 № 03-02-11/92305).
Федеральный закон от 20.10.2022 № 404-ФЗ
Мобилизованные граждане имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту (п. 2 Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647).
А в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями. Иначе говоря, формально мобилизованные ИП, а также учредители (участники) организаций должны прекратить предпринимательскую деятельность или участие в юридическом лице.
В целях обеспечения стабильной работы бизнеса установлено, что:
Закон вступил в силу 20.10.2022 и его действие распространяется на ИП и учредителей (участников) компаний, призванных на военную службу с 21.09.2022.