Личный кабинет

Какие налоги и взносы должен заплатить предприниматель в 2016 году?

Какие налоги и взносы должен заплатить предприниматель в 2016 году?

Вести предпринимательскую деятельность в России непросто. Индивидуальные предприниматели убеждаются в этом каждый раз, когда необходимо исполнить обязательства перед бюджетом. Кроме того, скучать не дают и постоянные изменения в законодательстве.

Понять, чего ждать в наступившем 2016 году, бизнесменам поможет статья "Какие налоги и взносы должен заплатить индивидуальный предприниматель в 2016 году?" в "Бизнес-справочнике: правовые аспекты".

Данный материал содержит ответы на основные вопросы, касающиеся расчета и сроков уплаты налогов и взносов, и будет полезен предпринимателям на общей системе налогообложения и тем из них, кто применяет специальные режимы.

Подробнее см. Какие налоги и взносы должен заплатить индивидуальный предприниматель в 2016 году?

Работодателя обязали оплачивать время приостановления работы в связи с невыплатой заработной платы.

Работодатель обязан своевременно выплачивать работнику заработную плату, иначе ему грозит ответственность, предусмотренная трудовым законодательством (ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 142 ТК РФ).

Если зарплата задерживается более чем на 15 дней, работник может приостановить работу до выплаты суммы долга, письменно известив об этом работодателя (ч. 2 ст. 142 ТК РФ).

Заметим, что до недавнего времени оставался нерешенным вопрос: нужно ли работодателю оплачивать время приостановления работы в связи с невыплатой зарплаты.

Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) разъяснил, что за этот период работнику полагается начислить средний заработок.

Однако не все суды согласились с таким толкованием. Так, например, Президиум Пензенского областного суда в постановлении от 06.07.2007 № 44г-107/2007 указал, что оплата времени прекращения работы ТК РФ не предусмотрена.

Теперь вопрос решен на законодательном уровне окончательно.

Статья 142 ТК РФ дополнена новым положением, которое предусматривает сохранение среднего заработка на время приостановления работы в связи с невыплатой зарплаты (Федеральный закон от 30.12.2015 № 434-ФЗ, далее – Закон № 434-ФЗ). Таким образом, позиция Верховного Суда РФ теперь закреплена в Трудовом кодексе РФ.

Закон № 434-ФЗ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30.12.2015 и вступил в силу с 10.01.2015. Соответственно, с этой даты работодатель обязан сохранять за работником средний заработок на время приостановки работы.

Если период приостановки работы пришелся на время до 10.01.2015, формально сохранять средний заработок работодатель не обязан, но с учетом имеющихся изменений суды при решении спора могут сослаться на позицию Верховного Суда РФ и обязать работодателя выплатить работнику средний заработок.

Подробнее о расчете среднего заработка см. Справочник кадровика.

Как организация может заплатить налог, если банк, в котором открыт ее счет, лишен лицензии?

В письме от 18.09.2015 № СА-4-8/16492@ ФНС России разъяснила, как организация может исполнить обязанность по уплате налогов, если банк, в котором у нее открыт счет, был лишен лицензии.

Как пояснила налоговая служба, банковские правила допускают перевод денежных средств без открытия банковского счета. Однако сделать это можно только по поручению физического лица (ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1).

При этом наличные денежные средства принимаются в уплату налоговых платежей только от физических лиц (см. положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

Вместе с тем при уплате налогов и сборов налогоплательщик может действовать через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или учредительного документа.

Законным представителем организации, как правило, является генеральный директор, действующий на основании устава.

Уполномоченным представителем считается юридическое или физическое лицо, которое осуществляет полномочия на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Доверенность от имени организации может быть выдана также любому работнику этой организации.

Таким образом, обязанность по уплате налогов может быть исполнена плательщиком самостоятельно или через представителя (законного или уполномоченного).

При перечислении суммы налогов наличными денежными средствами через представителя в платежном поручении в строке 24 "Назначение платежа" должна содержаться полная информация о налогоплательщике, чья обязанность исполняется в документе, подтверждающем право законного или уполномоченного представителя уплатить налог.

Заметим, что Минфин России неоднократно высказывал противоположную точку зрения. Так, по мнению финансового органа, представитель организации не может уплатить налог за нее наличными денежными средствами. При этом не имеет значения, с чем связана необходимость такой уплаты (см. письма Минфина России от 05.03.2015 № 03-01-11/11754, от 11.07.2014 № 03-02-08/33873).

Суды тем не менее признавали такое право за организацией (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2008 № А42-6789/2007).

Вместе с тем в комментируемом письме ФНС России отметила, что если у банка, в котором у налогоплательщика открыт единственный счет, отозвана лицензия, другой банк не может открыть такому налогоплательщику новый счет. Связано это с тем, что налогоплательщик все равно может исполнить обязанность по уплате налога. Следовательно, для другого банка открытие организации нового счета станет обстоятельством, влекущим налоговую ответственность (п. 1 ст. 132 НК РФ).

Таким образом, вопрос об уплате налогов через представителя решается в пользу организации, несмотря на разъяснения финансового органа.

С 2016 года организация может быть привлечена к ответственности за представление справки по форме 2-НДФЛ с недостоверными сведениями.

С 1 января 2016 года вступила в силу новая статья 126.1 НК РФ, которая устанавливает ответственность для налоговых агентов за представление в налоговый орган документов, содержащих недостоверные сведения. Согласно этой статье представление таких документов налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый документ. При этом налоговый агент освобождается от ответственности, если он самостоятельно выявил ошибки и представил налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

В письме от 18.12.2015 № БС-4-11/22203@ ФНС России разъяснила, что ответственность, предусмотренная статьей 126.1 НК РФ, применяется и при представлении справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения.

Таким образом, при представлении справок по форме 2-НДФЛ за 2015 год с недостоверными сведениями организация может быть оштрафована на 500 рублей за каждую недостоверную справку.

Напомним, что сведения о доходах физических лиц за 2015 год подаются по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@.

О порядке заполнения справки по форме 2-НДФЛ за 2015 год см. в справочнике "Отчетность по налогу на доходы физических лиц".

Ведение бюджетных классификаторов с января 2016 года

Приказами Минфина России от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в структуру классификаторов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации РФ.

В разделе «Учет в 2016 г.» размещена статья «Ведение бюджетных классификаторов с 01.01.2016», в которой рассмотрена новая структура бюджетных классификаторов и ведение бюджетных классификаторов в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Новые КБК на 2016 год.

Ежегодно Минфин России вносит поправки в Перечень КБК для перечисления налоговых платежей и страховых взносов, утвержденный приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Для вашего удобства специалисты 1С:ИТС подготовили сравнительную таблицу КБК 2015 и 2016 года: в ней обозначены актуальные коды бюджетной классификации и выделено то, что в них изменилось.

В таблице также представлена информация о счетах учета обязательных платежей.

Подробнее см. Таблица КБК, применяемых в 2015-2016 годах.

Пошаговые инструкции по формированию платежных поручений на уплату налогов и взносов в программах 1С в 2016 году.

В справочник "Платежные поручения на перечисление налогов и взносов" добавлены новые пошаговые инструкции по заполнению платежек в 2016 году.

Проверьте, правильно ли вы формируете в программе платежные поручения на уплату:

Подробнее см. справочник "Платежные поручения на перечисление налогов и взносов".

С 1 января 2016 г. изменена структура Бюджетной классификации РФ.

С 1 января 2016 г. при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ не применяется классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ), она исключена из структуры кода бюджетной классификации. Вместе с тем, КОСГУ продолжает использоваться для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности. Поскольку код бюджетной классификации включается в номер счета Рабочего плана счетов государственных (муниципальных) учреждений, это влечет изменение номеров счетов Рабочего плана счетов и перенос остатков на новые счета с актуальной бюджетной классификацией.

В статье "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Формирование Рабочего плана счетов для ведения учета в 2016 г." методисты 1С рассказывают о новациях бюджетного законодательства и формировании в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" Рабочего плана счетов для ведения учета в 2016 г. казенными учреждениями, иными получателями бюджетных средств, а также бюджетными и автономными учреждениями.


Все новости

1С:Мультибух кабинет сотрудника Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh