Личный кабинет

Что грозит работодателю, который не индексирует зарплаты, хотя это предусмотрено коллективным договором?

Что грозит работодателю, который не индексирует зарплаты, хотя это предусмотрено коллективным договором?

Все работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы. Данная обязанность предусмотрена, в частности, абз. 6 ч. 2 ст. 22 и ст. 134 ТК РФ. В негосударственных организациях порядок индексации должен быть прописан в коллективном договоре, соглашении или другом локальном нормативном акте (ст. 134 ТК РФ).

Роструд дал пояснения по вопросу привлечения к ответственности работодателей, которые установили в коллективных договорах порядок индексации, но не соблюдают эти нормы.

Роструд напомнил, что КоАП РФ содержит несколько составов, которые могут быть примененены к этому случаю.

Так, за нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору предусмотрена ответственность по статье 5.32 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: от 3000 до 5000 рублей.

При этом ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства. Штрафы за такое нарушение более существенны и составляют:

  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 1 000 до 5 000 рублей; 
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

По мнению Роструда, отказ в индексации зарплаты нарушает требования ТК РФ, а значит и штрафовать такого работодателя надо по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (более серьезная ответственность для организации), а не по статье 5.31 КоАП РФ.

Аналогичная позиция ранее была высказана в письме Минтруда России от 26.12.2017 № 14-3/В-1135.

Подробнее см. Какова ответственность за непроведение индексации заработной платы, предусмотренной коллективным договором?

Кого исключат из реестра малого и среднего предпринимательства?

Включение в Единый реестр малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) дает организациям и предпринимателям ряд преимуществ и льгот при ведении бизнеса. Кроме того, в связи с распространением пандемии коронавируса российские власти предусмотрели ряд мер поддержки МСП, в том числе отсрочку по арендным платежам, льготные кредиты на выплату зарплат, безвозмездную денежную помощь, уменьшение пенсионных взносов и другие льготы.

Реестр МСП формируется ежегодно 10 августа на основании сведений, имеющихся у налоговой на 1 июля этого же года (ч. 1, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ). ФНС России напомнила о том, какие организации и предприниматели могут быть исключены из Реестра 10 августа 2020 года (а значит, могут потерять) право на дополнительную поддержку государства. Это организации, которые (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ):

  • не соответствуют критериям СМП по данным отчетности за предшествующий год, представленной до 1 июля 2020 года (речь идет о налоговой отчетности, которая подтверждает доход, а также о сведениях о среднесписочной численности работников), 
  • или не подали сведения о доходах и о среднесписочной численности за прошедший год до 1 июля 2020 года.

Обратите внимание! Несмотря на то, что сроки сдачи декларации по УСН за 2019 год предпринимателями перенесены на 30 июля 2020 года, рекомендуем подать декларацию до 1 июля 2020 года. Это позволит ИП попасть в Реестр.

Тем организациям и ИП, которые еще не включены в Реестр, но хотят попасть в него, необходимо во-первых, соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а во-вторых представить налоговую отчетность и сведения о среднесписочной численности работников до 1 июля 2020 года отчетность за 2019 год, подтверждающую соответствие таким критериям. При соблюдении этих условий организация или ИП будет включена в Реестр 10 августа 2020 года автоматически. Подавать для этого дополнительные заявления не нужно.

Кроме того напоминаем, что в условиях пандемии коронавируса государство смягчило условия. Те организации и ИП, которые не были включены в реестр 10 августа 2019 года, поскольку забыли до 1 июля 2019 года сдать налоговую отчетность и сведения о среднесписочной численности за 2018 год, могут исправить эту ошибку. Если они представят недостающие сведения до 30 июня 2020 года, их внесут в реестр. Это установлено новой статьей 19.2 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.05.2020 № 166-ФЗ).

Как отметить в табеле 24 июня 2020 года, если сотрудники не работали?

Указом от 29 мая 2020 года № 345 Президент РФ установил 24 июня 2020 года нерабочим днем с сохранением заработной платы.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Для учета рабочего времени организации могут применять формы № Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", № Т-13 "Табель учета рабочего времени", утвержденные постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, либо утвердить эти формы самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В унифицированной форме табеля учета рабочего времени отсутствует код, обозначающий оплачиваемые нерабочие дни, установленные Указами Президента РФ. Поэтому считаем, что работодатель может внести дополнительное условное обозначение и утвердить изменения приказом. Например, для обозначения оплачиваемых нерабочих дней можно предусмотреть код "ОН".

Аналогичные рекомендации дал Минтруд России в отношении нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ с 30 марта 2020 года.

Напомним, что нерабочий день 24 июня 2020 года не уменьшает норму рабочего времени в июне.

Такой порядок реализован в учетных решениях 1С.

Какая ответственность грозит за привлечение к работе 24 июня?

Указом Президента РФ от 29.05.2020 № 345 день 24 июня 2020 года объявлен нерабочим днем с сохранением заработной платы.

Напомним, что регулирование трудовых отношений осуществляется (ч. 1 ст. 5 ТК РФ):

  • трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • Указами Президента РФ.

Исходя из этого объявление Президентом РФ нерабочих дней по своей юридической силе равно установлению этих нерабочих дней в Трудовом кодексе РФ.

Трудовое законодательство оперирует такими понятиями, как календарный день, рабочий день, выходной день, нерабочий праздничный день. Понятия "нерабочие дни" трудовое законодательство не содержит.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Это правило установлено ч. 1 ст. 113 ТК РФ. При этом в нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ (ч. 6 ст. 113 ТК РФ).

Из этих норм можно сделать вывод, что поскольку производство работ в нерабочие дни не запрещено ст. 113 ТК РФ, то работодатель не нарушает никаких норм.

Однако, норма о сохранении заработной платы аналогична положению Указов Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 и от 28.04.2020 № 294.

Минтруд России в отношении нерабочих дней, начавшихся 30 марта, отмечал, что продолжение работы вопреки Указам может повлечь ответственность за нарушение трудового законодательства. Это позиция отражена в письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696, а также в Рекомендациях, опубликованных на сайте ведомства.

По нашему мнению, эти разъяснения Минтруда России можно применять по аналогии и к нерабочим дням 24 июня.

Поэтому работодателей, которые продолжат работу 24 июня 2020 года, могут получить наказание по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафов:

  • от 1 000 до 5 000 руб. – для должностных лиц; 
  • от 1 000 до 5 000 руб. – для предпринимателей; 
  • от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций.

При этом, по нашему мнению, не должны применяться санкции к организациям и предпринимателям, которые осуществляют работы, поименованные в ч. 6 ст. 113 ТК РФ.

Какие затраты, связанные с коронавирусом, можно учесть в расходах по налогу на прибыль?

В целях защиты работников от заражения коронавирусной инфекцией организации несут различные расходы, в частности, приобретают средства индивидуальной и коллективной защиты.

Расходы на приобретение вышеуказанных средств, а также на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования и спецодежды для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавирусной инфекции организации вправе учесть в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли.

На это обратил внимание Минфин России.

Отметим, что названные расходы включены в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ. Новая редакция данного подпункта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Изменения в работе с электронными подписями.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (далее - Закон № 476-ФЗ) внес ряд существенных изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ).

Закон № 476-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением:

  • положений о доверенной третьей стороне, метке времени, "облачной" подписи, которые вступают в силу с 1 января 2021 года, 
  • изменений в схеме регистрации сертификатов электронной подписи аккредитованными удостоверяющими центрами, которые вступают в силу с 1 июля 2021 года, 
  • норм, связанных с использованием электронных (машиночитаемых) доверенностей, а также положений о регистрации сертификатов электронной подписи для заявителей в государственных удостоверяющих центрах в соответствии с их компетенцией, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.

Что предшествовало принятию новой редакции Закона № 63-ФЗ

Необходимость новой редакции Закона 63-ФЗ вызвана существующим недоверием к электронным подписям.

Распространению технологий юридически значимого электронного документооборота мешают:

  • недоверие к технологиям электронной подписи со стороны бизнеса, государственных органов и населения, 
  • ограничения по использованию электронной подписи в некоторых видах правоотношений в связи с отсутствием четкого правового регулирования (кадровый документооборот, хранение электронных документов и т.п.) 
  • неудобство работы с электронной подписью.

Цель новаций – формирование доверия к цифровым технологиям, в том числе:

  • унифицировать требования к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), обеспечить возможность ее использования при взаимодействии со всеми государственными органами, а также в рамках любых правоотношений; 
  • определить условия идентификации и аутентификации владельцев УКЭП дистанционными способами, в том числе с использованием ЕСИА и ЕБС (изображение, голос); 
  • закрепить возможность использования "облачной" электронной подписи.

Какие новации включены в новую редакцию Закона № 63-ФЗ

Согласно новой редакции Закона № 63-ФЗ с 01.07.2020 аккредитованными удостоверяющими центрами (далее – АУЦ) становятся не только коммерческие удостоверяющие центры (далее – УЦ), получившие аккредитацию, но также:

  • УЦ федерального органа, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, т.е. УЦ ФНС России; 
  • УЦ федерального органа, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения ФБ, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. УЦ Федерального казначейства; 
  • УЦ ЦБ РФ.

УЦ ФНС будет выдавать квалифицированные сертификаты ЮЛ и ИП, а также нотариусам.

УЦ ФК - бюджетным учреждениям.

С 01.01.2022 УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства и УЦ ЦБ РФ будут выдавать сертификаты своим подведомственным структурам.

С 01.01.2022 коммерческие АУЦ, получившие аккредитацию по новым правилам, смогут выдавать сертификаты только физическим лицам.

При этом Закон № 63-ФЗ (в ред. Закона № 476-ФЗ) предусматривает, что ФНС может выбрать среди АУЦ своих доверенных лиц, которые смогут выпускать сертификаты "от имени ФНС" для ЮЛ и ИП.

До 01.07.2021 сотрудники предприятий могут получить в удостоверяющих центрах, аккредитованных до 01.07.2020, электронную подпись на свою организацию.

В новой редакции Закона № 63-ФЗ регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при участии в различных правоотношениях, в которых документы подписываются представителем физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, а также лиц, замещающих государственные должности и др.

Если документ от имени ЮЛ подписывает сотрудник (не ЕИО) по доверенности, то он использует свою КЭП ФЛ. Вместе с документом, подписанным КЭП представителя, получателю электронного документа должна быть передана электронная доверенность, выданная этому сотруднику. Доверенность должна быть подписана КЭП ЕИО.

Аналогичный порядок действует в случае, если от имени ИП действует физическое лицо, уполномоченное действовать от имени ИП на основании доверенности.

Установлен порядок оформления и предоставления второй стороне электронных доверенностей, необходимых при подписании электронных документов представителем.

С 01.01.2021 легитимизирована "облачная подпись", поскольку АУЦ получают право после прохождения дополнительной аккредитации предоставлять услуги по хранению ключей и автоматическому созданию КЭП по поручению владельцев сертификатов.

С 01.07.2020 при выдаче квалифицированного сертификата АУЦ допускается дистанционная идентификация заявителей дополнительно к существующей сейчас личной идентификации.

Для дистанционной идентификации предусмотрены три варианта:

  • с использованием УКЭП – при наличии действующего квалифицированного сертификата, 
  • с использованием загранпаспорта РФ нового образца с записанными на нем биометрическими персональными данными, 
  • с использованием сведений о гражданине из ЕСИА и ЕБС.

Однако доверенные лица АУЦ при приеме заявлений и вручении сертификатов обязаны проводить только личную идентификацию владельца КЭП.

Расписка о получении сертификата КЭП может быть оформлена в электронном виде и подписана заявителем либо УКЭП при наличии действующего сертификата, либо ПЭП, с которой заявитель зарегистрирован в ЕСИА (на Госуслугах).

Владельцы информационных систем не имеют права предъявлять требования о наличии в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной при использовании УКЭП на их площадках. Это означает, что сертификат КЭП становится универсальным, его обязаны принимать без ограничений все электронные площадки и информационные системы, в т.ч. те, которые ранее принимали только сертификаты со специфическими расширениями.

С 01.01.2021 для повышения доверия к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) будет использоваться метка доверенного времени - "достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью".

Средства электронной подписи должны обеспечивать визуализацию электронной подписи (информация о номере сертификата, периоде действия, владельце).

В Законе № 63-ФЗ (в ред. Закона № 476-ФЗ) появилось новое понятие "доверенная третья сторона" (ДТС) - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи и полномочий участников электронного взаимодействия - "для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами".

Определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях. Предполагается, что механизм признания иностранных подписей будет работать через услуги ДТС.

Государство обязано информировать граждан и организации обо всех сертификатах, выпущенных на их имя. Это планируется делать через портал Госуслуги.

Разрешен выпуск "обезличенных" сертификатов без указания физического лица в качестве ответственного за хранение ключа. Эти сертификаты предназначены для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в информационных системах. Директор предприятия должен приказом назначить сотрудника, ответственного за хранение ключа такой подписи. Если приказа нет, "по умолчанию" ответственным является директор.

Кроме того, существенно увеличены требования:

  • к минимальному размеру собственных средств (капитала) АУЦ, который должен составлять не менее 1 млрд руб. (или 500 млн руб. при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства); 
  • к финансовому обеспечению ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.

Сотрудники АУЦ и доверенных лиц несут гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом № 63-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh