Все работодатели обязаны проводить индексацию заработной платы. Данная обязанность предусмотрена, в частности, абз. 6 ч. 2 ст. 22 и ст. 134 ТК РФ. В негосударственных организациях порядок индексации должен быть прописан в коллективном договоре, соглашении или другом локальном нормативном акте (ст. 134 ТК РФ).
Роструд дал пояснения по вопросу привлечения к ответственности работодателей, которые установили в коллективных договорах порядок индексации, но не соблюдают эти нормы.
Роструд напомнил, что КоАП РФ содержит несколько составов, которые могут быть примененены к этому случаю.
Так, за нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору предусмотрена ответственность по статье 5.32 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: от 3000 до 5000 рублей.
При этом ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства. Штрафы за такое нарушение более существенны и составляют:
По мнению Роструда, отказ в индексации зарплаты нарушает требования ТК РФ, а значит и штрафовать такого работодателя надо по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (более серьезная ответственность для организации), а не по статье 5.31 КоАП РФ.
Аналогичная позиция ранее была высказана в письме Минтруда России от 26.12.2017 № 14-3/В-1135.
Подробнее см. Какова ответственность за непроведение индексации заработной платы, предусмотренной коллективным договором?
Включение в Единый реестр малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) дает организациям и предпринимателям ряд преимуществ и льгот при ведении бизнеса. Кроме того, в связи с распространением пандемии коронавируса российские власти предусмотрели ряд мер поддержки МСП, в том числе отсрочку по арендным платежам, льготные кредиты на выплату зарплат, безвозмездную денежную помощь, уменьшение пенсионных взносов и другие льготы.
Реестр МСП формируется ежегодно 10 августа на основании сведений, имеющихся у налоговой на 1 июля этого же года (ч. 1, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ). ФНС России напомнила о том, какие организации и предприниматели могут быть исключены из Реестра 10 августа 2020 года (а значит, могут потерять) право на дополнительную поддержку государства. Это организации, которые (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ):
Обратите внимание! Несмотря на то, что сроки сдачи декларации по УСН за 2019 год предпринимателями перенесены на 30 июля 2020 года, рекомендуем подать декларацию до 1 июля 2020 года. Это позволит ИП попасть в Реестр.
Тем организациям и ИП, которые еще не включены в Реестр, но хотят попасть в него, необходимо во-первых, соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а во-вторых представить налоговую отчетность и сведения о среднесписочной численности работников до 1 июля 2020 года отчетность за 2019 год, подтверждающую соответствие таким критериям. При соблюдении этих условий организация или ИП будет включена в Реестр 10 августа 2020 года автоматически. Подавать для этого дополнительные заявления не нужно.
Кроме того напоминаем, что в условиях пандемии коронавируса государство смягчило условия. Те организации и ИП, которые не были включены в реестр 10 августа 2019 года, поскольку забыли до 1 июля 2019 года сдать налоговую отчетность и сведения о среднесписочной численности за 2018 год, могут исправить эту ошибку. Если они представят недостающие сведения до 30 июня 2020 года, их внесут в реестр. Это установлено новой статьей 19.2 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.05.2020 № 166-ФЗ).
Указом от 29 мая 2020 года № 345 Президент РФ установил 24 июня 2020 года нерабочим днем с сохранением заработной платы.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Для учета рабочего времени организации могут применять формы № Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", № Т-13 "Табель учета рабочего времени", утвержденные постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, либо утвердить эти формы самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В унифицированной форме табеля учета рабочего времени отсутствует код, обозначающий оплачиваемые нерабочие дни, установленные Указами Президента РФ. Поэтому считаем, что работодатель может внести дополнительное условное обозначение и утвердить изменения приказом. Например, для обозначения оплачиваемых нерабочих дней можно предусмотреть код "ОН".
Аналогичные рекомендации дал Минтруд России в отношении нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ с 30 марта 2020 года.
Напомним, что нерабочий день 24 июня 2020 года не уменьшает норму рабочего времени в июне.
Такой порядок реализован в учетных решениях 1С.
Указом Президента РФ от 29.05.2020 № 345 день 24 июня 2020 года объявлен нерабочим днем с сохранением заработной платы.
Напомним, что регулирование трудовых отношений осуществляется (ч. 1 ст. 5 ТК РФ):
Исходя из этого объявление Президентом РФ нерабочих дней по своей юридической силе равно установлению этих нерабочих дней в Трудовом кодексе РФ.
Трудовое законодательство оперирует такими понятиями, как календарный день, рабочий день, выходной день, нерабочий праздничный день. Понятия "нерабочие дни" трудовое законодательство не содержит.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Это правило установлено ч. 1 ст. 113 ТК РФ. При этом в нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ (ч. 6 ст. 113 ТК РФ).
Из этих норм можно сделать вывод, что поскольку производство работ в нерабочие дни не запрещено ст. 113 ТК РФ, то работодатель не нарушает никаких норм.
Однако, норма о сохранении заработной платы аналогична положению Указов Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 и от 28.04.2020 № 294.
Минтруд России в отношении нерабочих дней, начавшихся 30 марта, отмечал, что продолжение работы вопреки Указам может повлечь ответственность за нарушение трудового законодательства. Это позиция отражена в письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696, а также в Рекомендациях, опубликованных на сайте ведомства.
По нашему мнению, эти разъяснения Минтруда России можно применять по аналогии и к нерабочим дням 24 июня.
Поэтому работодателей, которые продолжат работу 24 июня 2020 года, могут получить наказание по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафов:
При этом, по нашему мнению, не должны применяться санкции к организациям и предпринимателям, которые осуществляют работы, поименованные в ч. 6 ст. 113 ТК РФ.
В целях защиты работников от заражения коронавирусной инфекцией организации несут различные расходы, в частности, приобретают средства индивидуальной и коллективной защиты.
Расходы на приобретение вышеуказанных средств, а также на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования и спецодежды для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавирусной инфекции организации вправе учесть в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли.
На это обратил внимание Минфин России.
Отметим, что названные расходы включены в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ. Новая редакция данного подпункта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (далее - Закон № 476-ФЗ) внес ряд существенных изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ).
Закон № 476-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением:
Необходимость новой редакции Закона 63-ФЗ вызвана существующим недоверием к электронным подписям.
Распространению технологий юридически значимого электронного документооборота мешают:
Цель новаций – формирование доверия к цифровым технологиям, в том числе:
Согласно новой редакции Закона № 63-ФЗ с 01.07.2020 аккредитованными удостоверяющими центрами (далее – АУЦ) становятся не только коммерческие удостоверяющие центры (далее – УЦ), получившие аккредитацию, но также:
УЦ ФНС будет выдавать квалифицированные сертификаты ЮЛ и ИП, а также нотариусам.
УЦ ФК - бюджетным учреждениям.
С 01.01.2022 УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства и УЦ ЦБ РФ будут выдавать сертификаты своим подведомственным структурам.
С 01.01.2022 коммерческие АУЦ, получившие аккредитацию по новым правилам, смогут выдавать сертификаты только физическим лицам.
При этом Закон № 63-ФЗ (в ред. Закона № 476-ФЗ) предусматривает, что ФНС может выбрать среди АУЦ своих доверенных лиц, которые смогут выпускать сертификаты "от имени ФНС" для ЮЛ и ИП.
До 01.07.2021 сотрудники предприятий могут получить в удостоверяющих центрах, аккредитованных до 01.07.2020, электронную подпись на свою организацию.
В новой редакции Закона № 63-ФЗ регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при участии в различных правоотношениях, в которых документы подписываются представителем физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, а также лиц, замещающих государственные должности и др.
Если документ от имени ЮЛ подписывает сотрудник (не ЕИО) по доверенности, то он использует свою КЭП ФЛ. Вместе с документом, подписанным КЭП представителя, получателю электронного документа должна быть передана электронная доверенность, выданная этому сотруднику. Доверенность должна быть подписана КЭП ЕИО.
Аналогичный порядок действует в случае, если от имени ИП действует физическое лицо, уполномоченное действовать от имени ИП на основании доверенности.
Установлен порядок оформления и предоставления второй стороне электронных доверенностей, необходимых при подписании электронных документов представителем.
С 01.01.2021 легитимизирована "облачная подпись", поскольку АУЦ получают право после прохождения дополнительной аккредитации предоставлять услуги по хранению ключей и автоматическому созданию КЭП по поручению владельцев сертификатов.
С 01.07.2020 при выдаче квалифицированного сертификата АУЦ допускается дистанционная идентификация заявителей дополнительно к существующей сейчас личной идентификации.
Для дистанционной идентификации предусмотрены три варианта:
Однако доверенные лица АУЦ при приеме заявлений и вручении сертификатов обязаны проводить только личную идентификацию владельца КЭП.
Расписка о получении сертификата КЭП может быть оформлена в электронном виде и подписана заявителем либо УКЭП при наличии действующего сертификата, либо ПЭП, с которой заявитель зарегистрирован в ЕСИА (на Госуслугах).
Владельцы информационных систем не имеют права предъявлять требования о наличии в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной при использовании УКЭП на их площадках. Это означает, что сертификат КЭП становится универсальным, его обязаны принимать без ограничений все электронные площадки и информационные системы, в т.ч. те, которые ранее принимали только сертификаты со специфическими расширениями.
С 01.01.2021 для повышения доверия к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) будет использоваться метка доверенного времени - "достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью".
Средства электронной подписи должны обеспечивать визуализацию электронной подписи (информация о номере сертификата, периоде действия, владельце).
В Законе № 63-ФЗ (в ред. Закона № 476-ФЗ) появилось новое понятие "доверенная третья сторона" (ДТС) - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи и полномочий участников электронного взаимодействия - "для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами".
Определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях. Предполагается, что механизм признания иностранных подписей будет работать через услуги ДТС.
Государство обязано информировать граждан и организации обо всех сертификатах, выпущенных на их имя. Это планируется делать через портал Госуслуги.
Разрешен выпуск "обезличенных" сертификатов без указания физического лица в качестве ответственного за хранение ключа. Эти сертификаты предназначены для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в информационных системах. Директор предприятия должен приказом назначить сотрудника, ответственного за хранение ключа такой подписи. Если приказа нет, "по умолчанию" ответственным является директор.
Кроме того, существенно увеличены требования:
Сотрудники АУЦ и доверенных лиц несут гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом № 63-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.