Мы думаем о вас и хотим, чтобы вся отчетность была сдана в срок и без ошибок!
Теперь отчетность за 2019 год и 1-й квартал 2020 года в открытом доступе до 31.05.2020. Список отчетности см. здесь.
В связи с распространением коронавируса законодатель ввел меры поддержки бизнеса. Одна из них предусмотрена для арендаторов недвижимого имущества (кроме жилого) – отсрочка внесения арендной платы (арендные каникулы). Такая отсрочка возможна, если договор аренды заключен до введения в 2020 году в субъекте РФ режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации) (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, подробнее здесь). Однако не было понятно, на кого распространяется отсрочка.
Ситуацию прояснило постановление Правительства России от 03.04.2020 № 439, установившее правила ее предоставления.
Уточняется, что на отсрочку по арендной плате за 2020 год (нежилая недвижимость в государственной, муниципальной или частной собственности) могут рассчитывать арендаторы (организации и ИП), которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. Полагаем, что эта деятельность арендатора не обязательно должна быть основной, но соответствующий код ОКВЭД должен быть указан в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). На жилые помещения отсрочка не распространяется.
Отсрочка предоставляется с даты введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации) до 01.10.2020. Условия следующие:
Таким образом, если договор аренды нежилой недвижимости заключен до введения в 2020 году в субъекте РФ режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации) и арендатор осуществляет деятельность в одной из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей, он вправе обратиться к арендодателю за отсрочкой по арендной плате и новым графиком платежей.
Арендодатель же обязан заключить дополнительное соглашение об отсрочке в течение 30 дней со дня обращения арендатора (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
Стоит отметить, что ответственности для арендодателя, отказавшегося предоставлять отсрочку по арендной плате, законодательство не устанавливает. В случае такого отказа арендатор за защитой своих прав может обратиться в суд.
Вместе с этим Правительство РФ рекомендовало при предоставлении отсрочки арендодателем уменьшать размер арендной платы с учетом периода, когда арендованный объект не использовался в связи с введением режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации), включая нерабочие дни, установленные Президентом РФ (Указы Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239). В связи с тем что снижение арендной платы носит рекомендательный характер, решение этого вопроса остается на усмотрение арендодателя. В случае отказа санкций для него не будет.
Правительство РФ допускает установление в регионах или на местном уровне иных условий отсрочки по государственной и муниципальной собственности, если это не ухудшит положение арендатора. Напомним, что ранее уже получили такую отсрочку арендаторы недвижимости, которая находится в собственности города Москвы (см. подробнее), и арендаторы федерального имущества (см. подробнее).
Поскольку арендодатели также столкнулись со снижением доходов в 2020 году, региональным и муниципальным властям рекомендовано их поддержать. Но только тех, кто предоставил упомянутую выше отсрочку по аренде. Для них могут предусмотреть льготы по налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, арендной плате за землю. В связи с этим рекомендуем арендодателям следить за изменениями регионального и местного законодательства. В Москве подобные меры уже приняты.
Напомним, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 836 в России проводится эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции (далее – эксперимент). Недавно срок окончания эксперимента был перенесен с 29 февраля на 31 марта 2020 г. Мы писали об этом здесь. Однако теперь решением Правительства эксперимент продолжится до конца 2020 г. (см. постановление от 30.03.2020 № 371).
Также продлен срок введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции. Изначально ее планировалось запустить с 1 июня 2020 г. (см. п. 11 Перечня, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р).
Теперь решено вводить обязательную маркировку поэтапно:
Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.03.2020 № 806-р.
Период с 30 марта по 30 апреля объявлен нерабочими днями Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 для большинства организаций. При этом ряд организаций и ИП работают в обычном режиме и в период нерабочих дней. С их перечнем можно ознакомиться по ссылке.
Поскольку для тех, кто продолжает работать в эти дни, ничего не меняется, они могут увольнять работников в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ.
В то же время увольнение работников организаций и ИП, которые прекращают работу на период самоизоляции, невозможно. Об этом сообщил Минтруд России на своем сайте. Но из этого правила есть несколько исключений:
Какие санкции в отношении работодателя последуют за увольнение работника по иным причинам в указанный период, в министерстве не сообщили. Нельзя исключить, что увольнение повлечет проверки и наказание за нарушение трудового законодательства.
Ранее Минтруд неоднократно сообщал о том, что в период карантина контролирующие органы будут обращать повышенное внимание на соблюдение прав работников со стороны работодателей, а нарушения будут фиксироваться и пресекаться. Следить за увольнениями в период карантина будет и сам Минтруд России. Один из способов контроля – мониторинг количества высвобождаемых рабочих мест на основе заполняемых работодателями электронных форм отчетности на портале "Работа России". Ведомство предлагает работодателям создать личный кабинет и передавать информацию о количестве работников, которые в связи с карантином:
Минфин России и ФНС России разъяснили порядок продления сроков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, установленный постановлением Правительства России от 02.04.2020 № 409 (далее – Постановление № 409).
В письме указано, что продление срока представления бухотчетности за 2019 год на три месяца (до 30 июня 2020 года), предусмотренное абз. 2 п. 3 Постановления № 409, распространяется только на налогоплательщиков, обязанных представлять свою отчетность в налоговые органы в соответствии с пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
К ним относятся только организации, которые не должны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Это организации (п. 5 и п. 6 ч. 4 ст. 18 Закона № 402-ФЗ):
Однако несмотря на перенос сроков сдачи бухгалтерской отчетности в инспекцию, органам статистики эти организации должны отчитаться в ранее установленные сроки, т.е. 6 мая 2020 года (с учетом объявленных Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля).
Для всех остальных организаций, как пояснили ведомства, срок представления бухгалтерской отчетности не меняется, то есть они должны отчитаться за 2019 год не позднее 6 мая 2020 года. Это связано с тем, что согласно п. 47 ПБУ 4/99 если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком ее представления считается следующий за ним рабочий день.
Напомним, что ранее ФНС России и Минфин России в совместном письме от 27.03.2020 № 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@ сообщили о том, что сроки сдачи бухгалтерской отчетности переносятся на 6 апреля 2020 года.
Также отметим, что налоговое и финансовое ведомства в письмах от 27 марта и от 7 апреля не делят организации на тех, кто должен работать, и тех, кто не должен работать с 30 марта по 30 апреля 2020 года. Это значит, что сроки сдачи бухгалтерской отчетности переносятся абсолютно для всех организаций, независимо от того, работают они в этот период или нет.
Получить кредитные каникулы по кредитным договорам (договорам займа), заключенным до 3 апреля 2020 года, вправе не только физлица, но и субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако для этого необходимо, чтобы основной вид деятельности субъекта МСП относился к отраслям, наиболее пострадавшим в период распространения коронавируса.
Перечень таких отраслей должно определить Правительство РФ. Это закреплено в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03. 04.2020 № 106-ФЗ. Подробнее о кредитных каникулах см. комментарий.
Постановлением от 03.04.2020 № 434 Правительство РФ утвердило перечень пострадавших отраслей экономики вместе с кодами ОКВЭД.
Это следующие сферы деятельности:
Наименование деятельности |
Код ОКВЭД |
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.3 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам |
49.4 |
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1 |
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21 |
Деятельность автовокзалов и автостанций |
52.21.21 |
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом |
52.23.1 |
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений |
90 |
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений |
93 |
Деятельность физкультурно-оздоровительная |
96.04 |
Деятельность санаторно-курортных организаций |
86.90.4 |
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма |
79 |
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания |
55 |
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков |
56 |
Образование дополнительное детей и взрослых |
85.41 |
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.91 |
Деятельность по организации конференций и выставок |
82.3 |
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения |
95 |
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий |
96.01 |
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
96.02 |
Обратим внимание: несмотря на то, что в постановлении № 434 указано, что перечень утвержден для целей кредитных каникул, им можно руководствоваться в целях получения иных мер поддержки (см. информацию на сайте ФНС России).
Согласно изменениям, внесенным в статью 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), до конца 2020 года приостановлено проведение плановых и внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исключение составляют проверки, основанием для которых является:
Напомним, что субъектом МСП являются лица, включенные в соответствующий реестр.
Новый запрет действует с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
Мера направлена на поддержку бизнеса в условиях борьбы с коронавирусом.
До изменений статья 26.2 Закона № 294-ФЗ уже содержала мораторий на проверку малого бизнеса до конца 2020 года. Однако под запрет не попадал средний бизнес. Кроме того, запрет распространялся только на плановые проверки и устанавливался более широкий перечень исключений в отношении приостановления проверок.
Напомним, что до 1 мая 2020 года на основании поручения председателя Правительства России от 18 марта 2020 года приостановлено назначение и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляемых в рамках Закона № 294-ФЗ, в отношении всех предприятий и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют внеплановые проверки, основанием для которых является:
Таким образом, до 1 мая 2020 года приостанавливаются и не будут назначаться новые проверки в отношении всего бизнеса, а после 1 мая и до 31 декабря 2020 года – только тех, кто включен в реестр МСП.